13 часть повести. Новая и старая школы - Произведения Татьяны Домарёнок-Кудрявцевой
13 часть повести. Новая и старая школы
13 часть повести. Новая и старая школы
Лето 1966 года было очень хлопотное для наших родителей. Мало того, что нужно было быстро заселиться в новые квартиры, так еще и с детьми разобраться – осенью отправить в школу. Хотя мы с Людкой не были такими уж маленькими, родители решили нас перевести из школы №12 в новую школу №16. Зачем они это сделали, непонятно. Мой брат категорически отказался от смены школы. А мне, мама так решила, нужно будет ездить еще и в новую "музыкалку" на улице Харьковской. И потому она без разговоров перевела меня в новую общеобразовательную школу. Как оказалось, лучше б она этого не делала. Новая школа ничего хорошего мне, кроме проблем со здоровьем, не принесла.      Почему все так получилось? Шесть лет я училась в старой доброй школе №12 и не ведала никаких проблем. Учителя спокойно и внимательно относились к детям, и атмосфера в школе не менялась все годы моей учебы в ней. А новая блестящая красивая школа оказалась плохой и неуютной, с нервными преподавателями и злым директором. Может быть, в моей школе №12 жила и до сих пор живет добрая аура старых поколений учителей и учеников? Говорят, что моя старая школа раньше была женской гимназией. В 1977 году школа №12 с улицы Мясникова переселилась в микрорайон Малиновка в новое здание. Сейчас это гимназия №12 с прекрасными учителями и добрым директором, с хорошей атмосферой.
     Не знаю, какая аура в школе №16 сейчас, но в то время, когда я в ней училась, у меня, тринадцатилетней девочки, каждый день тряслись коленки по дороге в школу. Я боялась услышать громкий голос директора, военного в отставке. Он сделал эту школу показательной. Не только дети, все учителя ходили «как по струнке», и этот свой страх, свою нервность переносили на детей. Шум, гам,издевки – все это постоянно сопровождало меня на уроках и переменках. Холодные классы, задания учителей часто убирать и мыть классы, парты, стены, лестницы и коридоры холодной водой, задержки детей после уроков по любому поводу не заставили себя долго ждать. Я стала часто болеть простудой, заработала хронический тонзиллит и фарингит, букет желудочных болезней.
     Мои занятия музыкой продолжались в музыкальной школе №5, в которую я перешла из школы №3. К счастью, там у меня тоже оказалась очень хорошая преподавательница. Она хвалила меня, я шла в ее понимании второй по успеваемости после девочки из старшего класса.
     Но мои мучения в общеобразовательной школе накапливались и не давали спокойно жить. Не помню, жаловалась ли я маме, хотя, видно, она и сама должна была заметить мою нервность и подавленность. Частые простуды по несколько недель в учебном году заставляли меня сидеть дома и пить антибиотики. Но мама мне ничего не говорила, не пыталась что-то изменить, и я продолжала ходить в нелюбимую школу целых три года (7-9 классы).
     Кто же спас меня от этой злой напасти? Моей спасительницей оказалась подруга по старой школе Лариска. Она стала агитировать меня вернуться в 12-ю школу. И тогда я решила, что больше в 16-ю школу не пойду! К тому времени я буквально возненавидела ее, а в частности классную руководительницу, учительницу физкультуры, которая часто на занятиях и классных собраниях любила совершенно без повода, просто из-за своей вредности подколоть и унизить учеников, в том числе и меня.
     – Мама! Я больше не пойду в 16-ю школу, – сказала я.
     – Как не пойдешь?
     – Я хочу учиться в старой школе, где учился мой брат.
     Мама под моим давлением пошла в школу забирать документы, чтобы перенести их в старую 12-ю школу. Но директор, дороживший репутацией своей показательной школы, не отдал документы. Тем более, что училась я хорошо. Он вызвал на разговор меня с мамой и настаивал остаться. Но я уже мысленно попрощалась с ненавистной школой и видела свое будущее только в моей старой доброй школе. Директор долго не отдавал документы моей маме, пока не начался учебный год, и я не пошла учиться в старую школу, куда меня приняла директор даже без документов.
     Много лет, я обходила 16-ю школу стороной, не желая даже приблизиться к ней. Столько отрицательных эмоций она оставила в моем сердце! А 12-я школа мне вновь показалась Раем. Все те же добрые и внимательные учителя, улыбчивые и спокойные одноклассники. На выпускном вечере я с Наташей и Таней из своего класса пела любимые всеми эстрадные песни под аккомпанемент наших мальчишек-одноклассников. Все дети нашего выпуска танцевали под наше пение в зале.
     На всю жизнь запомнилась та ночь, когда мы, взявшись за руки, гуляли по середине ночного проспекта им. Ленина (теперь Незаввисимости) и пели песни. А когда дошли до цирка, то увидели, как вдали на небе восходит солнце. Оно озарило пустынный проспект и нас своим волшебным светом, словно отправляя выпускников школ во взрослую жизнь и желая нам ясного светлого неба над головой, счастья и удач!
     Всю жизнь я с любовью вспоминаю свои годы учебы (60-65, 69-70) в этой школе. Бывшая женская гимназия, после войны она приняла всех детей под свое крыло. Сначала моя сестра, потом брат, а затем уже и я поступили учиться в нее. На собрание в класс моей старшей сестры мама брала и нас с братиком, тогда еще совсем маленьких. И мы по очереди рассказывали стихотворения, стоя на парте. Отношение у учителей, практически все они прошли через войну, к ученикам было трепетное и нежное, как к своим детям. И мы это очень хорошо ощущали. Заряд теплоты, искренности и любви, подаренный мне моей школой, оказался настолько сильным, что его не смогли вытеснить из души никакие трудности и проблемы, с которыми мне так часто приходилось сталкиваться в дальнейшей жизни…
     
     В школьное окно смотрят облака,
     Бесконечным кажется урок.
     Слышно как скрипит перышко слегка,
     И ложатся строчки на листок.
     
     Первая любовь, звонкие года,
     В лужах голубых стекляшки льда.
     Не повторяется, не повторяется,
     Не повторяется такое никогда.
     
     Песенка дождя катится ручьем,
     Шелестят зеленые ветра.
     Ревность без причин, споры ни о чем,
     Это было будто бы вчера.
     
     Первая любовь, снег на проводах.
     В небе промелькнувшая звезда.
     Не повторяется, не повторяется,
     Не повторяется такое никогда.
     
     Первая любовь, школьные года
     В лужах голубых стекляшки льда.
     Не повторяется, не повторяется,
     Не повторяется такое никогда.
     
     Слова М. Пляцковского,музыка С. Туликова. Исп. "Самоцветы". 1972 г.
     
     p.s. В юности мы с девчонками под музыку ВИА с нежностью исполняли эту прекрасную песню.
     
     
      14 часть повести
     
      Этот рассказ на белорусском языке
24.11.18