Журавли улетели
В первый день октября, возвращаясь из школы, Максим решил пройти по короткой дороге через пшеничное поле. На нём в августе работали комбайны. Вся пшеница была убрана, и теперь поле опустело. Вот только птицы, длинноногие журавли, ходили между скошенными рядами, подбирая остатки урожая. “Они любят лакомиться хлебными зёрнышками”, – понял Максим, хотя, это он уже давно знал. Папа не раз рассказывал ему о том, что журавли прилетают на поле во время уборки и ходят за комбайном, совсем не боясь пораниться о него.
В тот день Максим заметил на поле журавлиную семью: маму, папу и знакомого журавлёнка. Мальчик подошёл поближе и окликнул крылатого друга:– Привет, Жулик! Как дела? Вы скоро улетаете?
Жулик, так Максим называл уже подросшего журавлёнка, увидел Максима и замахал в ответ крыльями.
– Улетаете… – понял мальчик. – Я приду вас провожать.
С журавлёнком Максим познакомился и подружился ещё летом, когда рыбачил на лесном озере. Он много раз наблюдал за поселившейся в зарослях тростника семьёй журавлей, примечал, как растёт и становится на крыло их единственный сынок. В этом было сходство самого мальчика с птицей, потому что в своей семье Максим тоже был единственным ребёнком. Мама много раз жалела, что не родила ему брата или сестру. Но теперь поздно думать об этом. Мама мальчика сильно заболела, и ей самой нужны чьи-то участие и помощь. Они же с папой понимают это и стараются делать всё для того, чтобы мама быстрее выздоровела.
Вот почему в последнее время Максиму не удавалось часто видеться с крылатым другом. А он вырос, окреп и уже готов к дальнему перелёту. Мальчик вспомнил, как однажды на рыбалке к нему незаметно подошёл глазастый журавлёнок и стянул из ведёрка маленькую рыбку.
– Ну, ты и хитёр, настоящий Жулик! – удивился тогда Максим, но не отогнал журавлёнка, а решил отдать ему всю мелкую рыбёшку.
С той поры они стали друзьями, как казалось мальчику, хотя, может это и не так. А серенький длинноногий журавлёнок каждый раз при встрече осторожно подходил поближе и весело махал лохматыми крыльями.
– Привет! – откликался Максим и по-дружески заводил с ним беседу.
Журавлёнок слушал его и в ответ тихонько понимающе курлыкал:
– Курлы… курлы…курлы.
– Какой ты смешной! – смеялся Максим. Ему очень нравилось такое приятное общение с Жуликом. Ведь это не кошка и не собака, а дикая птица.
Всю предпоследнюю неделю октября мальчик был очень занят учёбой и домашними делами. Сходить на озеро, чтобы проведать журавлёнка, у него не было времени. А не по сезону солнечная и тихая осенняя погода начала портиться. Небо всё чаще и чаще укрывали серые облака, синоптики обещали в скором времени сильные дожди и порывистый ветер.
– Ничего страшно. В этом году у нас и так очень хорошая осень, нам грех жаловаться, – говорил папа, работая в огороде и убирая последние остатки летнего урожая. А мама только улыбалась, глядя на него. Её радовало, что у неё такая надёжная поддержка – любимые муж и сын.
В субботу Максим, всё же, решил сходить на озеро. Поднявшись на заре, он не завтракая, убежал в лес. Осенью световой день не такой длинный, как летом. Поздно светает, и рано темнеет. Но, к счастью, в это утро небо прояснилось, и в лесу уже было светло. Добравшись до озера, мальчик вгляделся в него. Журавлей нигде не было видно. И тут Максим услыхал чьи-то голоса, которые шли с высоты, и поглядел вверх.
– Курлы, курлы… курлы, курлы – кричали птицы.
Высоко в небе мальчик увидал журавлиный клин. Плавно взмахивая большими крылами, журавли летели по выбранному маршруту в сторону запада вслед за вожаком стаи.
Максим пересчитал птиц:
– Один, два, три, четыре, пять… десять.
“Там среди них где-то летит Жулик, может быть, это он?” – подумал мальчик, глядя на последнюю птицу в журавлином клине.
Максиму стало так грустно, что он чуть не заплакал:
– Улетели… – с горечью в душе промолвил он.
А птицы всё ещё кричали, скрываясь вдалеке за деревьями. Возможно, они говорили мальчику: “Жди нас, весной мы вновь вернёмся сюда. Здесь наш родимый дом“.
Вечером мальчик с печалью рассказал о журавлях маме и папе.
Папа сказал:
– Не волнуйся. Лучше пожелай журавлям счастливой дороги.
– Я желаю, конечно же, желаю! – ответил Максим. – Жулик вернется, обязательно вернётся весной, он мне обещал, когда улетал. Я слышал его голос.
Этот рассказ на белорусском языке
7.11.24