Окончание учебы в школе, институты
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею.
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы…
Песня. сл. Е.Долматовского, муз. Д.Кобалевского
Отправляясь на прогулки по ближайшим кварталам Минска, дети открывали для себя новые объекты, которые, словно грибы, вырастали в городе. Однажды, после возвращения из музыкальной школы Таня сказала:
– На улице Харьковской что-то строят, но это не жилой дом, – сообщила она брату и родителям.
– Там будет новый кинотеатр, я узнавал, – ответил Коля.
А через полгода дети всей ватагой неслись пешком на открытие «Современника», чтобы оценить его и посмотреть в большом зале новый интересный фильм.
– Мама! Ты видела, какой красивый микрорайон вырос за Кальварийским кладбищем? – как-то возвратившись с прогулки, сказал Коля. – И улица широкая, даже площадь посередине сделали.
– Это Пушкинский проспект, – ответила мама. – Там получила хорошую квартиру моя знакомая.
– Лучше нашей?
– Да, лучше, – сказала мама.
Конечно, было немного завидно тем людям, которые вселялись в новые квартиры позже их семьи. В Минске в то время уже не строили «хрущёвок», а квартиры в новых домах были более просторными и удобными.
В конце 60-х годов город расстраивался в разные стороны. Люди заселялись в новостройки, строились кинотеатры, театры, высаживались молодые деревья на бульварах, в скверах и парках, чтобы в не таком далёком будущем радовать минчан и гостей столицы тенистыми аллеями.
Это был большой труд архитекторов и строителей. Они очень любили свой родной город и с большим энтузиазмом работали – планировали, строили, возрождая из пепла многострадальный Минск.
– Мама! Сегодня я ездил с друзьями на Минское море, – как-то вечером сообщил Коля.
Парень был уже вполне самостоятельным, чтобы открыть для себя и своей семьи это прекрасное место для отдыха за городом на природе. У родителей, целыми днями занятых делами, ещё не было достаточно времени для этого. Но отец знал, что в десяти километрах от города в пятидесятых годах построили плотину на реке Свислочь. Река разлилась, образовав большое Заславское водохранилище, прозванное людьми Минским морем.
– И я хочу посмотреть на него, свози меня на море, пожалуйста, – попросила сестра.
– Поедем завтра на электричке, – пообещал Коля.
– Ура! – обрадовалась Таня.
В то время, в середине 60-х годов, до Минского моря уже можно было добраться не на тепловозе, а на электричке. Люди, особенно дачники, были очень довольны такому виду транспорта, а молодежь с удовольствием ездила на море купаться и загорать. Каким же огромным приятным сюрпризом стало для Тани первое в жизни увлекательное путешествие на «волшебной электричке» до моря!
В то время электропоезда открыли для детей и взрослых из небогатых семей, живших в Минске и не имевших дач и автомобилей, прекрасный быстрый и очень удобный путь для выезда «на природу».
Мама Коли и Тани тоже заразилась этими поездками, тем более, что от их дома до ближайшей остановки электропоезда было рукой подать. Дорога до Ждановичей занимала пятнадцать минут. А там можно было походить по сосновому лесу, набрать в бутылку воды из целебного источника, собрать лечебные травы и даже грибы.
Осенью брат с сестрой выпросили у родителей деньги и купили лыжи, не детские, а настоящие спортивные с ботинками. Зимой, в выходные дни, они добирались на электричке до станции «Зелёное». Сойдя с поезда, одевали лыжи и катили до Лысой горы. Ох, и крутая же она! С неё скатиться на лыжах в морозную солнечную погоду, когда снег блестит и переливается перламутром, сплошное удовольствие! Эти зимние поездки по заснеженному сказочному лесу наполняли детей надолго радостными воспоминаниями.
Как быстро начала меняться жизнь детей в конце 60-х годов! Теперь, с появлением в их жизни телевизора и радиоприемника, их мировоззрение расширялось. Отец не скупился на годовую выписку периодических изданий для семьи. Всё чаще и чаще в их почтовый ящик бросали не только газеты “Правда”, “Известия”, “Вечерний Минск”, журналы “Здоровье”, “Вокруг света”, “Наука и жизнь”, “Крокодил”, но и журналы “Радио”, “Техника молодежи”, газеты “Знамя юности”, “Комсомольская газета” и другие.
И, хотя, купить хорошую книгу всё ещё было трудно, папа смог подарить своим детям несколько подписных изданий знаменитых писателей. “Им нужно читать, – понимал он, – и не только школьную литературу”. Коля и Таня сами тоже добывали себе книги по интересам. Таня – книги о природе Паустовского и Пришвина, Коля – романы А. Дюма и Д. Лондона. Прочитанные книги дети передавали друзьям в обмен на их книги из личных библиотек.
Таня, будучи более музыкальной, чем её брат, даже пыталась сочинять стихи на понравившиеся мелодии из песен зарубежных авторов, которые она ловила на волнах радиолы. Но чаще её очаровывали и запоминались песни советских композиторов в исполнении новых вокально-инструментальных ансамблей, которые в то время часто выступали по радио и телевидению. Да и сама девочка хорошо пела. Она выступала в школьном хоре, а в десятом классе, вернувшись в старую добрую среднюю школу №12, она вместе в двумя девчонками из класса разучивала новые понравившиеся песни.
Как волнительно и приятно было трём подружкам выступать перед своими одноклассниками на школьных вечерах, а после окончания десятого класса – на выпускном вечере! В ту ночь до самого рассвета всем классом, взявшись за руки, школьники выпускного 10-а класса гуляли по опустевшему проспекту Ленина. Этот выпускной вечер запомнился Тане на всю жизнь…
В послевоенное время во многих школах работали люди, которые прошли через жестокую кровопролитную войну. В средней школе №12 города Минска преподавали именно такие добрые внимательные учителя. Отношение к ученикам у них было трепетное и нежное, как к своим родным детям. Этот заряд теплоты, искренности и любви школьники очень хорошо ощущали. Недаром после войны выросло поколение умных и трудолюбивых людей, которые достойно продолжили дело своих отцов и матерей.
В последние годы учёбы в школе Коля мечтал, как и его друг Саша, поступить в ВИЗРУ. Жаль, но по состоянию здоровья он не смог бы туда поступить. И тогда парень выбрал второй вариант – МРТИ, ещё не так давно открывшийся в Минске. В этот престижный институт Коля сумел поступить в тот же год, ведь радиотехника его увлекала с самого детства.
Успешно окончив в 1970-м году любимую школу, Таня поступила учиться в БПИ (Белорусский политехнический институт). А её брат в том же году уже учился в Минском радиотехническом институте. После окончания первого курса Николай собирался ехать в студенческий строительный отряд…
– Какие у тебя замечательные дети! – расхваливали маме соседки по двору её способных детей. – Коля – умница, да и дома всё умеет делать.
– Он и люстры повесил и прокладки в кранах умеет заменить, и ремонтом занимается, мне не нужно обращаться в домоуправление, – хвасталась мама.
А когда парень съездил в стройотряд и привез оттуда первые трудовые деньги, все дворовые подруги мамы “обзавидовались”. Их то дети не были такими, учились на тройки, да и некоторые из них уже пристрастились к алкоголю.
Да, Коля выделялся среди своих дворовых приятелей. Видимо, пример отца и мамы был главным в его семье. Папа – фронтовик, имел много боевых наград, мама, хотя и не воевала, но пережила войну в оккупации в спаленной немцами деревне вместе в больными родителями, не предав своего мужа, никого из партизан и веря в победу над врагом. “Меня трижды немцы водили на расстрел, я чудом оставалась жива, когда они выпытывали у меня, где скрываются партизаны, а я молчала”, – рассказывала она своим детям. После войны, когда Тане исполнилось пять лет, мама, имея только четыре класса школы за спиной, пошла работать “дворничихой” на улице. Она понимала, нужно поднимать детей, чтобы помочь им получить высшее образование.
– Мои дорогие детки, – часто в детстве говорила она Коле и Тане, – старайтесь учиться хорошо. Это поможет вам в жизни, вы сможете получить достойные профессии. Мне не довелось выучиться и даже окончить семилетку. Помешало большое горе, больные родители, а потом война, для вас же открыты все дороги, нужно только упорство и трудолюбие.
Отец и мать, испытавшие все тяготы войны, чья юность прошла в военные годы, были счастливы вырастить детей в мирное время. Своим примером они смогли воспитать в них трудолюбие, уважение к старшему поколению, любовь к Родине. И теперь родители испытывали чувство гордости за детей. Коля и Таня прекрасно учились в школах, а затем успешно окончили институты, получив достойные трудовые профессии.
На склоне своих лет родители были уверены в том, что их дети будут стараться хорошо трудиться всю свою жизнь на благо родной страны. А они, старики, в будущем ещё смогут помочь им в воспитании внуков и правнуков.
Этот рассказ на белорусском языке
29.08.24