Время идет, город меняется, подрастают мамины дети
Мама, какой гладкий этот асфальт! – восхищались дети, впервые в жизни пробежав по асфальтированному тротуару вокруг своего дома. Его положили совсем недавно, и даже запах нового асфальта понравился всем детям.
– Теперь по нему будет хорошо кататься на велосипеде, – присоединившись к детской ватаге, разглядывающей твердую чёрную поверхность асфальта, произнёс дядя Виктор, только что вернувшийся из очередного полёта.
– Да, хорошо бы, – с грустью в голосе сказал Колька. – Ни у кого из нас нет велосипеда, он дорогой, нам его не купят.
– Тогда я помогу вам сделать самокат, – предложил парень.
– Как? – заинтересовался Колька.
– Очень просто. Две доски, деревянный руль и подшипники вместо колёс.
– Интересно, а кто нам даст подшипники?
– Я дам. А кто будет делать самокат?
– Я, – вызвался Колька. – Попрошу у мамы доски, они есть в сарае.
– Вот и хорошо, – согласился Виктор.
Вскоре он принёс мальчику подшипники, и закипела работа. Не прошло и недели, как Колька под присмотром взрослых смастерил настоящий самокат. Лишь укрепить подшипники ему помог папа, а остальное мальчик сделал сам.
– Ура! У нас есть самокат! – ликовали дети.
Никто не спорил и не дрался. Хотя, всем очень хотелось, как можно дольше, кататься на самокате. Но очередь была строгой и справедливой.
Какое наслаждение было прокатиться на нём по асфальтированному тротуару улицы Клары Цеткин с горки от дома Дедюшки до колонки или вокруг клуба Тонкосуконного комбината. Это неописуемое детское впечатление запомнилось друзьям на всю жизнь...
– Наше крыльцо прогнило, а папе некогда починить, – волновалась мама. – Коля поможешь мне доску прибить? – спросила она у сына, уже как у взрослого своего помощника.
– Конечно, мамочка, – и мальчик побежал в сарай за доской и пилой.
– Хороший у вас сын растет, – говорили маме соседки. – Учится на пятёрки, дома вам помогает, умница!
– Да, он очень сообразительный, – соглашалась мама. – Он похож на моего младшего братика Андрейку, тот тоже, за что ни брался, всё тут же мог смастерить. Жаль, что он так мало пожил…
Шли годы, дети взрослели. Менялись они, менялась и жизнь в городе Минске. Город развивался, отстраивался, появлялись новые улицы, микрорайоны.
– Скоро нас снесут, – как-то летом, возвратившись с работы, сказал папа.
– А куда мы переселимся? – спросила мама.
– Я написал заявление, чтобы нам дали квартиру в новом пятиэтажном доме по улице Скрыганова, там целый микрорайон будет сдаваться, – сказал папа.
Коля и Таня переглянулись. Наконец, они переедут в благоустроенную квартиру. Но как же школы?
– Там построили новую школу, – сказал папа.
– Я не пойду в другую школу, – заупрямился Коля.
В том 1966 году он уже перешёл в восьмой класс и ни за что не хотел терять старых школьных друзей. Таня ещё ничего толком не поняла, потому промолчала.
Не совсем удачно сложилась её дальнейшая судьба, когда мама поменяла ей обе школы – общеобразовательную и музыкальную. Коля же без всяких неприятностей три последних года ездил на троллейбусе в старую школу.
– А Сашку тоже снесут? – Колька вспыхнул и побежал через дорогу к лучшему другу всё разузнать.
Вечером он рассказывал маме, что узнал сам:
– Все деревянные дома на нашей улице будут сносить. Здесь будет прокладываться новая широкая улица. Сашка тоже переселяется, но совсем в другой район Минска. Жаль, хотя, я все равно буду с ним дружить.
Этот друг, его ровесник, ещё совсем недавно появившийся в жизни Кольки, стал ему очень дорогим, потому что оба они жили одними мечтами и стремлениями.
Дети ещё не знали, что в новых квартирах у них вскоре появятся городские телефоны, пусть пока что спаренные, но всё равно, это большое преимущество. Теперь не нужно будет никуда бегать, можно заказать талон в поликлинику по телефону, позвонить к родственникам и друзьям.
Этот рассказ на белорусском языке
29.08.24