Подарок скворцу
Приближались весенние каникулы у школьников. Зима отступила, но не совсем. Иногда моросили дожди, падал мокрый снег, ночью лужи покрывались тонкой коркой льда. Но с утра все чаще из-под серых туч выглядывало яркое весеннее солнышко. Оно согревало и таяло замерзшие лужи, ласкало прошлогоднюю травку, не обходило своим вниманием деревья и кусты. Скоро, очень скоро горячие солнечные лучи напитают своей энергией корни растений, согреют почки на деревьях и кустах, и тогда вся земля оживет и зазеленеет. Придет настоящая весна!
– Мои дорогие ученики! – сказала Лидия Петровна, классный руководитель сельской школы. Она вела у детей уроки белорусского языка и литературы и старалась привить им любовь к чтению. – Завтра начинаются весенние каникулы. Я желаю вам хорошо отдохнуть, набраться сил для успешного окончания учебного года. И, пожалуйста, не забывайте читать.– А играть в компьютерные игры можно? – пошутил Павлик.
– Играйте, только не долго. Лучше гуляйте на свежем воздухе. Это полезнее.
– Хорошо, – сказал Павлик и посмотрел на соседа по парте, Витьку Канарейкина.
Тот ухмыльнулся, как бы в знак поддержки. Дети разбежались по домам. Время своих каникул каждый из них теперь мог использовать по своему усмотрению.
Мама Павлика с утра уходила на работу, папа съехал в командировку, а их сын теперь оставался дома за хозяина.
– Вымоешь посуду за собой, уберешь в комнате, сходишь в магазин за продуктами, – уходя, говорила мама.
Но Павлик не торопился выполнять ее наказы. Он долго валялся в постели, а потом смотрел телевизор или писал сообщения на планшете. Компьютерные игры ему надоели. Только после звонка мамы он принимался за работу. Нехотя мыл посуду, убирал кровать, чистил зубы и шел в магазин. “Эти каникулы – сплошная тоска”, – думал Павлик и вечером позвонил другу Витьке.
– Что будешь делать завтра?
– Не знаю. Тетка просила прийти.
– Меня возьмешь с собой?
– Давай, – согласился Витька.
Назавтра утром поставив в известность маму, Павлик пошел к другу. Погода чуть-чуть наладилась. Их совместный поход пешком в соседнюю деревню оказался не плохим развлечением для обоих. Дети шлепали по оттаявшей земле, стараясь не увязать в грязи, и весело болтали обо всем, только не о школе.
– Если бы было теплее, можно было поиграть в футбол, – сказал Павлик.
– Или покататься на велике, – поддержал его Витька. – А так не понятно, что делать. Тетка Маня позвала что-то починить.
– Ты умеешь?
– Конечно. Я дома все чиню, – гордо ответил Витька.
За разговором они не заметили, как вошли во двор тети Мани. Муфта – их дворовый пес, завилял хвостом. Он узнал Витьку. Куры дружно кудахтали в курятнике, а кошка сидела на крыльце, не желая ступать на мокрую землю.
– Здравствуйте! – тетя Маня улыбнулась гостям. – Витенька! Я позвала тебя для того, чтобы ты отремонтировал скворечник. Его дно прогнило. Посмотри! – тетя показала на дерево, где висел старый скворечник. – Скворцы прилетели, но селиться в нем не захотели. Он же мокрый. Из него течет вода.
– А новый сделать не хотите? – спросил Витька.
– Как же не хочу. Хочу. А ты смастеришь?
– Конечно. Дома у меня уже висит новый на старой яблоне.
– Ох, и мастер ты мой дорогой! Я сейчас тебе все дам. В сарае есть доски, а инструменты – в доме.
Павлик совсем не подозревал о таких способностях школьного друга. Тот никогда об этом не рассказывал ему. Немного завидуя Витьке, Павлик с интересом наблюдал, как его друг быстро и ловко мастерит скворечник. Все, о чем просил Витька, Павлик старался исполнить. К вечеру скворечник был готов и даже прибит к высокому дереву во дворе у тети Мани.
– Молодцы, ребята! – похвалила она детей.
Витька улыбался, а Павлику было даже как-то неловко, потому что всю основную работу сделал его друг. К тому же, Витька его обучил этому мастерству.
По дороге домой Павлик с уважением поглядывал на своего друга. Теперь он знал на кого ему нужно равняться.
Дома он спросил у мамы:
– Хочешь, я сделаю скворечник и повешу его в саду?
– А ты сможешь?
– Смогу. Я научился от Витьки.
– Тогда делай, – одобрила мама.
Конечно, скворечник Павлика получился не таким красивым, как у Витьки, да и мастерил его мальчик не один день. Зато к концу каникул на стволе березы у плетня уже красовался “плод” его труда.
А когда мальчишки пошли в школу, то в первый же день заметили, что в скворечнике Павлика кто-то поселился. Кто? Они сразу не поняли.
Но мама разглядела:
– Это скворец, – сказала она. – Он трещал и говорил тебе "спасибо" за новый дом.
Этот рассказ на белорусском языке
19.03.19