Кто служит на Детской железной дороге? - Произведения Татьяны Домарёнок-Кудрявцевой
Кто служит на Детской железной дороге?
Кто служит на Детской железной дороге?
     
На Детской железной дороге в центре большого города стоял небольшой поезд. И хотя в этом поезде было только пять вагонов, тянул их за собой настоящий Тепловоз. От «взрослой» железной дороги эта железная дорога отличалась шириной колеи – она вдвое уже, а также длиной трассы (всего четыре, а не тысячи километров). Но Тепловоз это совсем не смущало, ведь он ездил по своему небольшому пути целый день, из одного конца в другой, и за день проезжал сотню километров. Вот только Тепловоз возил вагоны по железной дороге не круглый год, а только пять теплых солнечных месяцев. Почему? Да потому, что на Детской железной дороге работают школьники, ученики 5-7-х классов. Они, как известно, почти весь год заняты на занятиях в школе, а целый день с утра до вечера работать на Детской железной дороге ребята могут лишь на летних каникулах.      Как же школьники попали на такую важную работу? Оказывается, каждую осень любознательные дети, окончившие четыре класса общеобразовательной школы, записываются в кружок Юного железнодорожника. Там они занимаются после занятий в школе и узнают все необходимые сведения о работе на железной дороге. А в мае, после окончания четвёртой четверти в школе, ребята проходят практику на Детской железной дороге, как настоящие железнодорожники.
     Маленькие детишки, которых к ним в гости приводят за ручку мамы и папы, ещё ни разу в жизни не ездили на поездах. Малышам всё очень интересно. Тем более, что в поезде их встречают не взрослые, а такие же дети, как они, только чуть старше по возрасту. Как это классно!
     Каким же профессиям учат в кружке Юного железнодорожника? Эти профессии могут освоить лишь умные и внимательные ученики. Как то: дежурный по станции, поездной диспетчер, проводник пассажирского вагона, осмотрщик вагонов, путевой обходчик, машинист тепловоза, помощник машиниста. Тем, кто прошел обучение, выдается настоящая железнодорожная форма. В ней дети чувствуют себя настоящими железнодорожниками!
     Но ведь не только они главные в таком важном деле. Детский поезд – его вагоны и Тепловоз – основные работники, без них не было бы никаких поездок. Тепловоз, о котором сейчас пойдет речь, хорошо понимал, в чем заключается его работа. Каждое утро, стоя на рельсах у здания вокзала, Тепловоз с прикрепленными к нему вагонами ждал машиниста. Эту ответственную работу поручили шестикласснику Саше, который прошел обучение в кружке и был готов на практике закрепить свои теоретические знания.
     – Привет! – ранним утром Тепловоз услыхал весёлый голос мальчишки.
     Саша уселся в кабину, осмотрелся и начал готовить к работе пульт управления двигателем Тепловоза. Вскоре к нему на помощь пришел другой мальчуган, которого назначили помощником машиниста.
     Что же в это время делали другие юные железнодорожники-практиканты? Кто-то выполнял работу осмотрщика вагонов, кто-то – путевого обходчика. Перед поездкой вагоны поезда нужно хорошо осмотреть. А именно, проверить, правильно ли они прикреплены друг к другу и к локомотиву, в порядке ли все колеса, в самих вагонах навести порядок. У кого-то из ребят была ответственная работа поездного диспетчера, которому нужно четко давать указания машинисту поезда на всем пути следования по маршруту.
     И только когда юные железнодорожники внимательно подготовили поезд к отправлению, в него на время путешествия поселили малышей, тех, кто очень хотел побыть самостоятельным пассажиром без мамы и папы. Конечно, в детском поезде никто не бывает одиноким. Вокруг одни только дети, весёлый смех, улыбки, ожидание восторга! Но если что-то не так, к ребенку подойдет проводник вагона (юный железнодорожник) и решит все вопросы.
     – Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в путь по Детской железной дороге, будьте внимательны и осторожны, не кричите и не вставайте с ваших мест, – сообщил начальник поезда через громкоговоритель, который висел на стенах вагонов.
     Наконец, Тепловоз решительно двинулся в путь под управлением машиниста, таща за собой пять вагонов с ребятишками. «Ту-ту, ту-ту!» – так обычно говорят дети, имитируя движение поезда. А в нашем Тепловозе в кабине машиниста был гудок, которым нужно свистеть, чтобы сказать всем: «Осторожно, я уже еду!»
     – Ту-у-у! – крикнул Тепловоз (в это время машинист включил сигнал гудка).
     Нет, всё же, в поездке главный сам Тепловоз. Это он поехал по рельсам, зорко глядя вперед, освещая путь мощным прожектором. «Но я не буду спешить, – подумал Тепловоз. – Вдруг во мне что-нибудь сломается, и я тогда совсем не смогу ехать, останусь тут посреди леса». Вот так, неспеша, он добрался до станции «Сосновый бор», чтобы передохнуть там и дать отдых своим пассажирам. А они, немного погуляв на свежем воздухе, уже вновь побежали на свои места в вагоны, чтобы ехать дальше. «Раз так, едем!» – решил Тепловоз и потянул вагоны по кругу назад, к вокзалу Детской железной дороги.
     – Поезд задержался в пути на три минуты, – объявил на конечной станции дежурный, мальчик лет двенадцати.
     «Как так?» – огорчился машинист поезда, а ещё больше – сам Тепловоз.
     – Почему ты опоздал? – спросил у машиниста диспетчер, такой же мальчишка, как и он.
     – Не знаю, – ответил Саша, – видимо что-то в Тепловозе износилось, потому он не может ехать быстрее.
     «У меня всё в порядке, – хотел сказал Тепловоз. – Просто я трушу…»
     Но он не сказал это, побоялся что ли.
     – Ничего, я скажу папе, он осмотрит Тепловоз и найдет в нем неисправность, – пообещал всем собравшимся вокруг него детям Саша, машинист поезда.
     На следующий день мальчик привел на вокзал своего отца. Тот работал механиком на вагоноремонтном заводе.
     Осмотрев двигатель, механик понял, что нужно сделать, чтобы улучшить работу Тепловоза:
     – Я завтра принесу одну важную деталь, в двигателе она уже практически изношена. Необходимо заменить ее на новую. Тогда Тепловоз сможет ездить быстрее, не боясь сломаться, – сказал он.
     Вскоре папа мальчика принёс нужную деталь и отремонтировал Тепловоз. С того времени поезд начал ездить намного быстрее. А вместо одного круга за время, отведенное ему для поездки, Тепловоз смог проезжать два круга, чем очень радовал детишек, сидящих в вагонах поезда.
     Всё лето до осени Тепловоз исправно служил на Детской железной дороге. Он подружился со всеми вагонами, ведь они всё время были неразлучны. Вагоны во всем слушались Тепловоз. Вагоны приостанавливали свой ход, когда Тепловоз снижал скорость, старались разогнаться быстрее, когда тот набирал скорость. И за всем этим в кабине Тепловоза следил машинист поезда.
     Но осенью работа Тепловоза прекратилась. Всем работникам Детской железной дороги нужно было продолжать свое обучение в общеобразовательной школе. Только на следующий год в конце весны они смогут снова вернуться на свою работу юного железнодорожника. Весь год дети будут посещать кружок Юного железнодорожника и обучаться новым теоретическим знаниям, чтобы потом подкреплять их, проходя практику на Детской железной дороге.
     Вот так Тепловоз и его вагоны оказались в гараже на долгое время в темноте и одиночестве. Что они там делают, о чем думают всю зиму, нам не известно. Говорят, Сашин папа навещал поезд и осматривал Тепловоз, волнуясь, как бы детали не заржавели в сырую погоду. Механик заботился о том, чтобы поезд смог работать весной, потому смазывал детали поезда машинным маслом.
     А весной поезд снова выпустят на волю из зимнего укрытия. Школьники с радостью придут обслуживать его. Теперь они уже подросли на год, поумнели, научились многому и смогут ещё лучше и с большим интересом работать на Детской железной дороге.
     Через пару лет юные железнодорожники, те, кто закончит обучение в кружке и общеобразовательной школе, будут решать, чем им заниматься во взрослой жизни, поступать в железнодорожный колледж или сразу в университет транспорта.
     Какие же интересные и нужные стране профессии предлагают освоить за время учёбы эти учебные заведения? А их довольно много. После окончания учебного заведения выпускники смогут работать не только на железной дороге. Выбранные при поступлении специальности позволят им водить или обслуживать поезда в метро, водить или обслуживать весь наземный транспорт, строить железные и автомобильные дороги.
     Но Детская железная дорога не останется без юных железнодорожников. Подрастают те малыши, которые недавно в первый раз пришли покататься на детском поезде. И вот уже они поступают в кружок Юного железнодорожника и несколько лет ходят на занятия, чтобы потом во время школьных каникул прийти на Детскую железную дорогу и в новенькой фирменной форме приступить к интересной, но очень ответственной работе.
     Главное, что юные железнодорожники научатся управлять работой настоящего поезда с его маленькими пассажирами. А этот бесценный опыт поможет им определиться с выбором профессии железнодорожника на всю жизнь.
     
     
     Этот рассказ на белорусском языке
14.05.23
Каталог TUT.BY Rambler's Top100