Песец Пуф и ледяные цветы (1. Пуф и его друзья в полярной тундре) - Произведения Татьяны Домарёнок-Кудрявцевой
Песец Пуф и ледяные цветы (1. Пуф и его друзья в полярной тундре)
Песец Пуф и ледяные цветы (1. Пуф и его друзья в полярной тундре)
Далеко-далеко на крайнем севере Земли расположена полярная тундра. В этом суровом крае долгая морозная зима и короткое прохладное лето. На болотистой земле тундры не растут деревья. Их длинные корни не могут проникнуть в мерзлую землю, потому что весной она оттаивает лишь на небольшую глубину.      Солнце в Заполярье с весны до осени не заходит за горизонт, оно светит и днем, и ночью. Когда наступает полярный день, все вокруг расцветает. Растения с короткими корнями (олений мох, ягодные кустики морошки, черники, голубики, брусники, трава багульник, осот, куропатковая трава, вереск) укрывают болота и песчаные холмики, наполняя воздух приятным цветочным ароматом.
     Зимой в тундре все время темно, солнце не всходит на небо, вот почему это время года называют полярной ночью. Она намного длиннее полярного дня, что огорчает жителей тундры. К тому же, зимой очень ветрено и морозно. Не всякий обитатель тундры может выдержать такой холод, ему приходится кочевать в более южные места – лесотундру или тайгу, чтобы перезимовать там, а на лето вернуться назад. Так делают олени, полярные совы, песцы, волки и другие дикие животные. Морозную погоду хорошо переносят только белые медведи…
     Вот в таком неуютном месте Земли однажды родился маленький песец по имени Пуф. Все его тельце, длинный хвостик, головку и даже ушки покрывали пушистые волосики. Густая шерсть согревала его в сильный мороз.
     Прошедшая зима на родине Пуфа была не очень холодной, потому они вместе с мамой никуда не переезжали, а перезимовали в тундре под снегом в своей большой и удобной норе. Щенок много спал, ведь он был еще совсем маленьким. Но когда наступила весна, песец уже немного подрос и не побоялся вылезти из норы наружу.
     Наверху Пуф огляделся. Такого яркого солнечного дня он еще никогда не видел. Щенку показалось, что он попал в настоящую сказку. Теперь каждое утро, проснувшись, он выбирался из темной норы наверх, чтобы насладиться удивительной жизнью, которая была там. С широко раскрытыми глазами Пуф наблюдал за чудесами, которые создавала весна. Он видел, как земля оттаивает от снега и льда, а затем покрывается ярким ковром из пахучих трав и цветов. Ему хотелось кому-нибудь рассказать о том, что он видел.
     Вернувшись в нору, малыш с восторгом рассказывал обо всем маме, большой белой лисе:
     – На тундровом болоте я ощутил приятный запах и увидел голубой олений мох, ягель, про который ты мне говорила. А еще я разглядел там белые цветы.
     – Это «дриада», куропатковая трава, – пояснила сыночку мама, коренная обитательница тундры.
     – Такое растение едят куропатки? – спросил Пуф.
     – Да, но только зимой, потому что его листья остаются зелеными даже под снегом.
     – А еще я видел сиреневые кустики на высоких ножках, они вкусно пахнут.
     – Это вереск.
     – Мама, там еще есть кусты, они уже отцветают, на них завязываются зеленые ягодки.
     – Не ешь их, это морошка, черника, голубика, но еще не зрелая.
     – Понятно, – сказал Пуф и выскочил из норы на воздух, ведь он еще не нагулялся в тот день.
     Бегать по мягкому мху было приятно, щенок ловко перепрыгивал с одной кочки на другую, хотя лапки у него немного намокали…
     
     Весной в тундру прилетало много перелетных птиц: уток, гусей, куликов. Они селились на озерах. Над тундровыми болотами роились мошки и комары. Птицам нетрудно было добыть корм для птенцов, которые родились в гнездах, устроенных прямо на болотистой земле. Для того, чтобы быстро расти и научиться летать, птенчикам необходимо было хорошо питаться.
     Каждое утро Пуф просыпался в прекрасном настроении. Он вылезал из норы, протирая лапками блестящие черные глазки, и глядел на небо. Казалось, что Солнце улыбается ему:
     – Пуф, что ты сегодня будешь делать? – спрашивало оно.
     – Играть, – отвечал Пуф и подпрыгивал высоко-высоко, подняв вверх длинный, как у лисы, пушистый хвостик. Да он и сам был похож на лисенка, только не рыжего, а серенького с маленькими ушками.
     Нет, со всеми птицами Пуф не дружил. Лишь одна умная птица – белая полярная Сова – привлекала его внимание. Старушка Сова жила недалеко от норы песцов в гнезде, которое свила сама на земле. Иногда, когда у полярной Совы оказывалось немного свободного времени, она рассказывала Пуфу занимательные истории, свидетельницей которых когда-то была сама.
     – Бабушка Сова, – просил Пуф, – расскажите мне что-нибудь интересное. Вы же летаете над землей и видите многое.
     – Мой дорогой друг, – начинала свой рассказ гордая птица. – Сейчас я редко летаю далеко, мои крылья слабее, чем они были в молодые годы. Но в тогда я замечала, что на нашей северной земле случаются настоящие чудеса. Однажды зимой я наблюдала необычные цветы. Каким-то чудесным образом на тонком льду большого озера вырастали букеты из ледяных снежинок, они сверкали и переливались всеми цветами северного сияния!
     – И где же они теперь? – спросил Пуф.
     – Не знаю, – Сова выпучила глаза и распушила от волнения перья. – Эти загадочные создания исчезли так же быстро, как появились!
     – Так, может быть, их не было вовсе, и вам все это показалось? – предположил Пуф.
     – Это не так! – Сова замахала крыльями. – Я же не полоумная старуха, еще что-то соображаю. Я их видела, это точно! Это были ледяные цветы.
     – Значит, когда-нибудь я их тоже увижу, – уверенно промолвил щенок.
     – Увидишь, обязательно увидишь, – согласилась Сова. – Зато сейчас у нас в тундре распустилось множество живых цветов. Погляди, мой дорогой друг! Вся полярная тундра уже расцвела и радует нас весенними красками. Сколько цветов распустилось на болотных островках! Они такие солнечные, яркие, жаль, что недолговечные.
     Пообщавшись с маленьким пушистым песцом, белая Сова улетела на поиски чего-нибудь съестного, потому что с утра еще ничего не ела. А Пуф, отпросившись у мамы, побежал к своему другу Кукше.
     Этот рыжий олененок с наивными глазами был сыном большой доброй оленихи. Стадо диких оленей все лето жило в полярной тундре. Зимой же животные уходили жить в другое место, где было теплее и легче отыскать под снегом вкусный мох.
     – Привет, Кукша! – крикнул Пуф, издалека завидев друга. Подбежав к олененку, щенок доверчиво прижался к его длинным ногам.
     – Привет! – в ответ олененок ткнулся мордой в пушистую шерстку Пуфа. Кукша ждал встречи с маленьким песцом, которого считал своим верным другом.
     – Смотри! – похвастался олененок. – У меня начали расти рога, они чешутся.
     – Где? – удивился щенок.
     – Как где, на голове! – пошутил олененок.
     – А… вижу, – Пуф осмотрел голову друга, когда тот склонил ее вниз. – Что-то маленькое твердое растет. У меня так росли зубы.
     – Нет, они будут другими, большими, как у мамы с папой, – возразил Кукша. – Но это случится тогда, когда я стану взрослым.
     – Смешной ты! – Пуф подпрыгнул и побежал вперед, олененок поспешил следом.
     Так они и бегали друг за другом, смеясь от счастья и восхищаясь своими невероятными способностями. Наигравшись с олененком, щенок побежал домой, к своей норе, где его ждала мама.
     – Сынок, где ты ходишь? Уже поздно, нам нужно ложиться спать, – сказала она.
     – Нет, я не хочу спать, ведь в тундре еще светло, – заупрямился малыш. – Я не усну.
     – Уснешь. Укладывайся в свою постельку и закрывай глазки. Я расскажу тебе сказку, – настояла мама.
     Утомившись за такой насыщенный событиями день, маленький щенок утонул в постельке из мягкого пуха и очень быстро уснул, убаюканный тихим нежным голосом мамы, даже не дослушав ее сказку …
     
     Эта сказка на белорусском языке
07.10.21