Полесская Амазонка. сказка-быль
Беларусь очень красива. Её земля покрыта зелёными лесами, полями, лугами. А сколько рек протекает по белорусской земле! Их течения быстрые и плавные, русла извилистые, берега крутые и пологие. Есть широкие полноводные реки, а есть узенькие и совсем мелкие. Много рек и речушек, связанных между собой. Они втекают друг в дружку, и так вода добирается до больших рек, которые текут ещё дальше, к морям.
К сожалению, на территории Беларуси нет морей. Белорусским морем иногда называют Нарочь, но, всё же, оно не море, а большое озеро. Говорят, что в давние времена древнегреческий историк Геродот описывал в своих книгах большое море, которое находилось на юге современной Беларуси. Постепенно оно высохло. Сегодня от моря Геродота почти ничего не осталось, но оно не сдается и каждую весну пытается вернуться к своим берегам. Так разливается река Припять, которая образовалась на месте высохшего моря на земле Полесья. Вот почему Припять часто называют Полесской Амазонкой.Как же сама река чувствует себя в этой роли? О чём шепчутся её волны, когда плещутся о берега, усыпанные светло-жёлтым песком, в который зарываются маленькие черепашки? Эти малыши всё ещё думают, что живут на берегу моря!
Вот только во время весенних разливов песчаное дно реки заполняется илом. Ведь сама земля Полесья болотистая. Но река не боится, что может превратиться в болото. Она знает – совсем недалеко от неё плещет волнами родной брат Днепр, её верный друг и защитник. Припять стремится к нему, чтобы соединиться, слиться с ним воедино. Вода реки, хоть и протекает через заболоченные земли Полесья, наполнена светом и добротой.
Припять любят животные. Большие стаи перелётных птиц прилетают к реке весной, когда растаёт лед, покрывающий её поверхность в сильные морозы. Весной во время половодья Припять сильно разливается, превращаясь в большие озера. И тогда на заливных лугах зеленеют сочные травы.
Очень интересно побывать около этой чудесной реки весной и посмотреть, как она живёт, и с кем встречается. Давайте устроим такую интересную виртуальную экскурсию во владения древней Припяти.
Весна. Снег и лед на реке уже растаял, солнце отражается в воде, вокруг реки на берегах и островках много птиц. Посмотрите! Вон там на берегу отдыхают серые гуси. Они присели, чтобы немного передохнуть после утомительного перелёта. В воде птицы заметили Бобра и разговорились с ним.
– Мне нравится жить у реки. Рядом лес, я построил себе жилье, – Бобер показал на бревенчатое сооружение, скрытое под водой. – На берегах Припяти и ее притоков жили все мои предки, – поведал он свою историю серым гусям.
– Знаешь, Бобёр, недавно здесь должны были пролетать аисты. По пути к северным землям мы повстречали знакомых белокрылых птиц, летели с ними, но потом случайно отстали. Может быть, ты видел, куда полетели эти птицы? – спросили у Бобра гуси. – Аисты обещали показать нам Туровский луг.
– Да, я видел Аистов. Они полетели дальше вдоль берега реки, – ответил Бобёр.
Этот разговор услышала сама река и решила помочь птицам:
– Летите за мной, я покажу вам дорогу, – колыхнула волной Припять.
– Как хорошо, когда в пути встречаются добрые попутчики, – обрадовались серые гуси. – Пролетая по земле Беларуси, мы заметили, какая плодородная земля на Полесье. А ещё мы видели, какие сочные травы растут на лугах, какие густые сосновые леса и дубравы шумят на равнинах, мы видели белые берёзовые рощи и болота, – похвалили гуси белорусскую природу.
– Да, моя родина богатая и красивая, – подтвердила Припять.
Она несла свои воды по широкому руслу, когда-то давно ею же проложенному по большой Полесской низменности. Речная вода журчала, плескалась и звала путников за собой.
Но устав от быстрого полёта, ещё не долетев до Туровского луга, гуси вновь решили остановиться, чтобы передохнуть и покормиться. Они заметили, что в реке много моллюсков и мелкой рыбешки.
– И ты, Выдра, здесь обитаешь? – спросили птицы, заметив в воде длинное блестящее тело речной охотницы.
– Обитаю и с большим удовольствием. Здесь у меня подрастает потомство. Сейчас мои малыши нежатся на берегу.
Гуси посмотрели в ту сторону, куда указала Выдра. Там на прибрежном песочке резвились её детки.
– И я тоже здесь живу! – ответил кто-то, высунув весёлую усатую мордочку из воды.
– Это мой муж, – Выдра махнула в его сторону лапой. – Он любит подолгу плавать в реке.
– А кто еще обитает в этих красивых местах? – спросили гуси.
– У нас много соседей – птиц и зверей. У реки жить хорошо, спокойно и сытно.
– Хватит отдыхать, нам пора в дорогу! – крикнул Вожак гусиной стаи. – Солнце ещё в небе, до темноты мы должны успеть долететь до Туровского луга.
– Если поспешите, то успеете, – крикнули речные чайки. Качаясь на волнах, они внимательно следили за гостями.
– И вы там бывали? – спросил у них гусиный Вожак.
– Не раз, – звонко прокричала одна из чаек. – Туда прилетает много птиц, есть с кем познакомиться и подружиться.
– Тогда мы летим! – крикнул Вожак, и серые гуси взмыли в небо…
– Вот он, Туровский луг, – плеснула волной Припять, когда стая гусей вылетела на огромную освещённую заходящим солнцем речную долину.
Вся она была залита водой. В воде и на островках незатопленной земли гуси разглядели птиц. Были среди них и знакомые аисты.
– Привет! Вы всё-таки добрались, – обрадовались белокрылые птицы. – Здесь много наших друзей – куликов, чаек, уток. Сюда прилетают совсем маленькие птички, такие, как полевые жаворонки, белые лазоревки и большие птицы: орлы белохвостые, белые цапли, даже чёрные аисты.
– Познакомьтесь – это речная Крачка, – белый Аист представил птицу в чёрной «шапочке», пролетающую над ними. – А это Чайка-рыбачка, она похожа на Крачку, только головка у неё вся чёрненькая, – белый Аист махнул крылом в сторону птицы, сидящей на маленьком речном островке. – Вон плавают утки-кряквы, вдалеке у берега ходят длинноногие кулики. Посмотрите! Даже Чибис сюда прилетел, – Аист указал на хохлатую птичку. – Жёлтые трясогузки тоже иногда наведываются на Туровский луг.
Аист рассказывал, а в это время огромные стаи уток и других птиц взмывали ввысь и носились над лугом.
– Пусть полетают, им хочется размять крылья, – пошутил Аист.
Серые гуси с интересом рассматривали всё вокруг себя. Они заметили что-то не совсем обычное для такого большого поселения птиц. Дело в том, что рядом с Туровским лугом расположился древний город Туров, где живут и работают люди. Но оказывается, на Полесье птицы и люди привыкли к такому соседству.
Из рассказа знакомого белого Аиста серые гуси узнали, что здесь на Туровском лугу в окрестностях города Турова по весне во время миграции останавливаются огромные стаи куликов, уток, гусей и других птиц. Часть из них, передохнув, летит дальше на север. Но многие птицы строят себе гнезда на островках и берегах Припяти, чтобы здесь вырастить и выкормить птенцов.
Считается, что кулик Мородунка - самый главный житель Туровского луга. Кулики поселились в этих местах давным-давно, каждый год прилетают сюда с южных стран и живут до осени.
– Привет, Мородунка! – крикнул Аист серенькой птичке, похожей на скворца, только с длинным крючковатым клювом и на высоких ножках. – Познакомься с моими друзьями, серыми гусями. Вскоре они полетят ещё дальше на север, где проживут до осени. Затем гуси снова вернутся к нам, чтобы погостить несколько дней перед перелётом на юг. Ты же поступаешь не так, как они, живёшь здесь целое лето. Значит, это твой дом?
– Конечно, это мой дом. Весной и летом на Туровском лугу есть всё для счастливой жизни, – Мородунка помахал крыльями, как бы объясняя этим свою любовь к реке и Полесью. – Видите, сколько вокруг воды. Всё это похоже на море, усеянное островками. Здесь всем птицам хватает места и еды до поздней осени, пока вода в реке ещё теплая.
После беседы и знакомства с обитателями Туровского луга серые гуси решили остаться, чтобы погостить несколько дней. Но река Припять настойчиво звала перелетных птиц в полет ещё дальше. Ведь там их ожидало много интересного. Гуси послушались и полетели на восток вдоль русла реки, чтобы познакомиться с родным братом Припяти Днепром.
Но, долетев до Днепра, серые гуси не узнали его. Птицы решили, что перед ними плещет волнами огромное море, таким широкой оказалась эта могучая река.
– Здравствуй, родной братик Днепр! – крикнула Припять, ещё издалека поблескивая волнами в знак приветствия.
– Здорово, сестричка Припять! – отозвался Днепр.
Вот так в этом месте и слились воедино воды двух полноводных рек.
Теперь у них общая, наполненная любовью и огромной силой вода, которую они вместе несут дальше – навстречу Чёрному морю.
А что же гуси? Куда они отправятся дальше? Налюбовавшись чудесным белорусским Полесьем, вожак гусиной стаи свернёт на север. Гуси полетят к болотистой земле на северо-востоке Беларуси, которая называется Ельней. На этом огромном верховом болоте птицы отыщут укромное озерцо с прозрачной водичкой, и проживут в зарослях тростника до осени, воспитывая родившихся там малышей-гусят.
Эта сказка-быль на белорусском языке
02.02.20