Домовик-путешественник (3 часть Путешествие к Байкалу)
Слоняясь без дела по берегу Тихого океана, Домовик решил перелететь на другую сторону Японских островов к Японскому морю. Там он обратил внимание на чаек. Они качались на волнах и что-то оживленно обсуждали. Домовик прислушался.
– Это море не такое большое, как Тихий океан. Я перелетала через него. На том берегу стоит большой город, – рассказывала самая старая Чайка.– А что дальше за этим городом? – спросили у нее птицы.
– Дальше? Такая же, как и здесь, земля с лесами и полями. По ней текут большие и маленькие реки, там есть озера и даже горы. Я однажды отдыхала на берегу широкой реки, ее называли Амуром. А мой друг Ворон летал еще дальше, к озеру Байкал. Оно огромное и очень глубокое, говорят, что озеро Байкал похоже на море.
«Озеро Байкал! – обрадовался Домовик. – Мне нужно лететь в ту сторону!»
Наутро, хорошо отдохнув, Домовик полетел через Японское море к большому городу. Еще издали он увидел высокие дома и понял, что скоро туда доберется. Небольшой катер плыл к морскому вокзалу. Присев на него, наш невидимка вскоре добрался до берега.
В городе, который назывался Владивостоком, было оживленно. И снова Домовику помогли чьи-то разговоры. Молодые люди с рюкзаками куда-то спешили. По дороге они громко обсуждали, как долго им нужно будет ехать на поезде до озера Байкал. «Я должен ехать вместе с ними! – обрадовался Домовик. – Но как же мне не потерять их из виду в этом многолюдном городе?» И тогда хитрый старикашка незаметно прицепился сзади к одному из туристов и таким образом всю дорогу следовал за ним.
Вскоре туристы и шустрый невидимка оказались на большом и шумном городском железнодорожном вокзале.
– Наш скорый поезд поедет по знаменитой Транссибирской магистрали, и мы на нем доберемся до Байкала, – сказал один из туристов, который сходил в кассы и купил билеты на всю их дружную компанию.
Только тогда Домовик обратил внимание на металлические рельсы, на них здесь, на перроне вокзала, стояли поезда. «Это и есть Транссибирская магистраль, – догадался он. – Я же видел такие железные дороги, когда летал по небу, как птица. Ух, ты! Значит, по ним ездят поезда!»
Туристы подошли к поезду, на котором было написано «Владивосток-Москва» и сели в вагон, предъявив проводнице свои билеты. А Домовик решил, что пока поезд не тронулся в путь, он сможет его хорошо рассмотреть. Полетав вдоль всех вагонов и поглядев на озабоченные лица пассажиров, Домовик остановился у первого вагона. Но это был не вагон, а тепловоз. Оказалось, что в поезде он главный, потому что ему нужно будет тянуть все вагоны. Тепловоз и все вагоны поезда стояли на рельсах и были готовы к отправлению. Словно силач-великан, тепловоз пыхтел, выпуская пар, и искоса поглядывал на Домовика. «Этот поезд похож на большую головастую металлическую гусеницу», – подумал Домовик и, не раздумывая, проник внутрь тепловоза через открытую дверь кабины машиниста. За штурвалом перед большим стеклянным окном уже сидел машинист поезда. Через минуту раздался гудок тепловоза. Так машинист просигналил о том, что отправляет поезд в дальнюю дорогу. Затем заработал двигатель, закрутились металлические колеса тепловоза, и он, постепенно набирая скорость, потащил вагоны по железной дороге в сторону озера Байкал.
Домовик притаился за спиной машиниста и с интересом наблюдал за его работой. Вскоре за окном начало темнеть. А когда солнце ушло за горизонт, стало совсем темно. Впереди тепловоза ярко светил большой прожектор, прикрепленный к его носу. Свет прожектора освещал железные рельсы, по которым мчался поезд. Машинист спокойно и уверенно вел его вперед, и было ясно, что пассажирам поезда нечего бояться. «Похоже, машинист хорошо изучил путь следования, по которому ведет поезд. И хотя вокруг темная ночь, ему нужно быть бодрым, чтобы не уснуть и внимательно следить за дорогой, иначе будет беда. А мне сейчас очень хочется поспать», – рассуждал сам с собой Домовик. Вскоре он забился в уголок кабины машиниста и уснул.
Но его сон был беспокойным. То старичка будил громкий сигнал гудка тепловоза, то стук колес о рельсы, то яркий свет прожектора. Жаль, что за ночь Домовик пропустил много интересного. Он не видел, как поезд переезжал по мостам через широкие реки, как въезжал в длинные тоннели и выезжал из них, не полюбовался он и на огромные мохнатые сибирские кедры, растущие по обеим сторонам железнодорожных путей, не прислушался к разговорам пассажиров, выходящих из поезда и входящих в него на железнодорожных станциях.
Однако наутро наш невидимка проснулся в бодром настроении. За окном тепловоза все в лучах солнечного света блестели металлические рельсы, а в кресле машиниста сидел уже другой человек. «В этом поезде едет помощник машиниста, – понял Домовик. – Он помогает уставшему машинисту управлять поездом». За весь день Домовик успел вдоволь налюбоваться на мелькавшие за окном речушки и широкие реки и проехать по подземным тоннелям. Каждый раз, когда тепловоз нырял в подземный тоннель, Домовик восхищался тем, что когда-то строители железной дороги смогли прорыть в скале такой длинный тоннель и дали возможность поездам напрямик следовать по своему маршруту. Самый интересный тоннель, через который проезжал поезд, проходил под сибирской рекой Амур в городе Хабаровске. Его длина составляет целых семь километров!
Наконец, утром следующего дня поезд подъехал к озеру Байкал. В окне тепловоза появились его крутые берега и лазурные воды. Поезд остановился, и наш невидимка выпрыгнул из кабины тепловоза на землю. Он увидел, что находится в небольшом поселке на берегу озера и поспешил поближе подобраться к берегу. Байкал был совершенно спокойным. Домовик сумел полетать вдоль берега и все хорошо рассмотреть. И здесь ему тоже повстречались чайки, но уже совсем другие. Они гордо восседали на скалистых берегах и ни на кого не обращали внимания. Зато маленькие рыбешки, которых Домовик увидел в прозрачной воде Байкала, сумели поведать путешественнику о чем-то интересном.
– Наше озеро доброе и спокойное, – рассказывали они, – но ему порой мешают сильные ветры. Они раздувают волны, а те начинает бушевать, взлетать на огромную высоту и разбиваться о скалы и высокие берега. Наше озеро самое глубокое в мире, его питают подземные родниковые воды, а само оно отдает свою воду реке Ангаре. Наше озеро светлое, Солнце не забывает освещать его воду. Зимой озеро замерзает, оно покрывается толстым прозрачным льдом. Мы плаваем подо льдом и видим солнечный свет. Он нужен нам и водорослям, которые очищают воду озера.
Домовик увидел большой теплоход, который плыл по Байкалу. «Он возит туристов», – понял старичок. На берегу нежились небольшие тюлени – нерпы, как их тут называют. «Степка говорил, что глубина Байкала доходит до 1600 метров, – вспомнил путешественник. – Какими же смелыми должны быть рыбы, которые могут доплыть до дна этого озера! Ведь оно похоже на небольшой океан, хотя зовется озером, и вода в нем пресная, как в реках». То, что на большой глубине озера живут загадочные водоросли, губки, которые научились очищать воду, Домовик не знал. Но он восхищался, когда заглядывал вглубь прозрачного озера и видел там самых разных очень красивых и необычных рыб.
Под конец дня невидимка устал. Он решил, что ему пора возвращаться домой к своей бабушке. Ждать, когда изменится погода на Байкале, чтобы поглядеть, как он будет бушевать, Домовик не стал. А когда на станцию прибыл следующий скорый поезд, невидимка прыгнул в его вагон. Проспав целую ночь в темном углу, старик снова стал смотреть в окно, изучать города и поселки, мимо которых проезжал его поезд «Владивосток-Москва». За окном мелькали холмы и леса, речушки, болота и озера, поезд нырял в длинные тоннели и объезжал небольшие скалы, колеса громко стучали, переезжая по длинным железнодорожным мостам через знаменитые сибирские реки. Наконец, скорый поезд проехал всю Сибирь и выбрался на Европейскую равнину. Его встретили небольшие реки, озера, леса, полноводная Волга и красивые города. В конце своего долгого пути поезд прибыл в Москву.
Домовик выбрался из вагона и полетел еще дальше, по направлению к своему старому дому. Где же он, в каком поселке или в какой деревеньке? Это известно только самому путешественнику. Ведь там у него все родное – колодец с ключевой водой, деревянный дом, сад и, конечно же, там живет его родная бабушка, над которой он, порой, любил немного подшутить. Но все это не со зла. Домовик оберегает свой старый дом и будет жить в нем еще очень-очень долго.
Эта сказка на белорусском языке
27.06.19