Школьный фруктовый сад
Летом, бывшая учительница начальных классов сельской школы, часто приходила в школьный фруктовый сад, чтобы посидеть на лавочке в тени деревьев. В этой школе она много лет учила детей. Её ученики, уже взрослые люди, иногда навещали учительницу. Она же помнила всех и любила как собственных детей. Глядя во взрослые лица своих учеников, Надежда Ивановна представляла их такими, какими они были тогда, малышами. Ученики стали для старенькой учительницы родными навсегда, на всю жизнь.
Но была у этой женщины ещё одна радость всей её жизни – большой и очень красивый школьный фруктовый сад. Когда-то давно она, молодая учительница, предложила своему классу посадить и вырастить на пустыре около школы фруктовый сад.– Представляете, – объясняла она ребятишкам, – вы будете расти, и ваши деревца будут расти вместе с вами. Вы повзрослеете, и они вырастут, окрепнут, весной будут цвести, а осенью одаривать вас и всех учеников нашей школы своими сочными сладкими плодами.
– Ура, – обрадовались дети, – мы посадим фруктовый сад! Чур я посажу яблоню, а я – грушу, а я – сливу, а я – вишню! – кричали наперебой мальчики и девочки.
Они, малыши-второклассники, так загорелись новой идеей учительницы, что хотели тут же бежать во двор и сажать деревья.
– Конечно, вы будете растить те деревья, которые сами выберете, полюбите и станете беречь, как младших сестрёнок. Договорились? – объяснила учительница.
– Да! – ответили дети.
Они уже представляли себе фруктовые деревья в школьном саду большими и взрослыми. Хотя, в то время из окон своего класса в глубине школьного двора дети могли видеть только две высокие белые берёзы. Эти березы шелестели пожелтевшими листочками, грустно смотрели вдаль на улетающие стаи перелётных птиц и мечтали о новом лете. Берёзы даже не подозревали, что очень скоро обретут новых маленьких друзей…
Сейчас же, отдыхая в тишине школьного сада, Надежда Ивановна вспоминала, как в тот прохладный, но светлый и радостный, даже немного торжественный выходной день ребятишки сами выбирали деревья – маленькие тоненькие нежные. Дети пришли в школу вместе с родителями, выкопали на школьном дворе ямки, удобрили, полили водой и посадили в них деревца. С какой любовью малыши делали это! Все мальчики и девочки теперь знали свои саженцы, даже подавали им имена.
А потом ребятишки ухаживали за питомцами, заботились о них, как о близких друзьях. Весной обкапывали, летом в засуху поливали, защищали от вредителей.
Деревца росли вместе с детьми. Всякое бывало. Ведь болеют не только люди, но и растения. Дети узнавали, расспрашивали у взрослых, как лечить больное дерево, обвязывали на зиму тонкие стволики еловыми лапками, боялись, чтобы зайцы не ободрали молодую кору.
“Прошло много лет. Наши питомцы выросли. Какие они большие, крепкие, сильные!” – думала Надежда Ивановна, разглядывая деревья в школьном саду.
Учительница ходила по аллеям, прикасалась тёплой ладонью к огрубевшим стволам и улыбалась, глядя вверх на раскидистые зелёные кроны деревьев. А там, на ветвях, наливались яблочки и груши, сливы и вишенки. Кое-где виднелись птичьи гнёздышки и даже скворечники, в которых, конечно же, подрастали птенцы. Птичьи голоса разливались по саду, в траве стрекотали кузнечики, порхали бабочки, гудели пчёлки.
– Какой чудесный сад вырастили мои ученики! Пусть же их жизнь будет счастливой и радостной! – произнесла вслух старенькая учительница.
В этот знойный летний день она никого не встретила в школьном саду, хотя ей очень хотелось с кем-нибудь поговорить. Летом школа отдыхала. Дети разъехались на каникулы, учителя – в отпуска. Но учительница была не совсем права. Все время, пока она была в саду, на неё смотрели, за ней наблюдали сорок “глаз и сердец” её дорогих деревьев. А еще её слушали и на неё смотрели две высокие берёзы, ей внимали птицы.
– Я знаю, – шептала яблонька по имени Беляночка, – осенью моя Маша приедет ко мне, она обещала.
– И я знаю, – шелестела листвою груша, та, что росла рядом с Беляночкой, и которую когда-то давно Максимка назвал Конфеткой. – Мой мальчишка приедет ко мне в августе. Он обещал.
– А моя Света завтра придет! – радостно шепнула вишня по имени Синеглазка.
Все деревья фруктового сада хранили в памяти своих друзей – детей, а теперь уже взрослых людей, которые посадили и вырастили их...
Да и старые берёзы ничего не забыли. Они хорошо запомнили ту осень, когда в их школьном дворе, словно малыши-цыплята, поселились тоненькие деревца. А как им было холодно! Какой трудной выдалась для них первая зима! Маленькие саженцы плакали, им тяжело было привыкнуть к зимним морозам.
Школьники, как могли, защищали своих питомцев от ледяных ветров – утепляли корни, стволы. Но только весной саженцы смогли по-настоящему ожить. Вскоре на их веточках появились крохотные зелёные листочки.
Год за годом деревца росли. Постепенно на них отрастали новые ветви. Из простых тонких прутиков саженцы превращались в красивые зелёные деревья. И однажды к огромной радости детей одна за другой молоденькие яблоньки, груши, вишни и сливы начали цвести! Теперь каждый год весенней порой на их веточках распускались нежные ароматные белые и розовые цветочки.
– Ура! – восхищались дети. – Наш сад цветет!
Какое счастье было для них погулять по аллеям сада, который они сами растили!
Сейчас же, как и много лет назад, высокие белые берёзы смотрели сверху вниз на всё, что творилось в школьном саду. В этот знойный летний вечер подруги-берёзы немного завидовали плодовым деревьям фруктового сада, потому что знали – очень скоро придет осень. И тогда их сад вновь наполнится веселыми детскими голосами. Ребята придут с ведёрками и корзинками собирать сладкий урожай: яблоки, груши, сливы и вишни.
Эти спелые плоды, плоды дружбы и любви, деревья уже много лет подряд отдавали ученикам сельской школы взамен за их заботу, внимание и любовь.
Этот рассказ на белорусском языке
21.10.17