Пионерский барабан
За окном искрилось лето. Яркое солнце разливалось по асфальту главного городского проспекта, играло с зеленой листвою придорожных каштанов и лип. В комнате у окна стоял пожилой человек. Он смотрел вниз, на улицу. А по ней, чеканя шаг, двигалась колонна суворовцев-барабанщиков. В этот праздничный июльский день они открывали пеший парад Победы в городе-герое Минске. Барабанная дробь будущих защитников Отечества была настолько выразительна, что заставила сильнее биться сердце старика. Он смотрел на детей в красивой парадной форме, на их военную выправку и тут же вспоминал себя. Да, он тоже был таким в детстве. Вот только не суворовцем, а пионером, ведущим барабанщиком школьной дружины. Степан Иванович теперь уже сам стал дедом. Его внук, Дмитрий, сейчас идет по проспекту в шеренге вместе со своими друзьями, суворовцами. Это он, его дорогой мальчуган, минуту назад гордо взглянул на дедушку и, улыбаясь, старательно отбивал барабанную дробь.
– Молодец! Хорошо идет! – как бы про себя сказал дед.Он, конечно же, от души радовался за внука. Ведь в семье подрастает достойный гражданин и защитник своей страны.
На стене у окна висела фотография отца Степана Ивановича, Диминого прадеда. Он был ветераном Великой Отечественной войны, в военное время освобождал родную страну, город Минск от немецких захватчиков. Степан Иванович родился вскоре после войны. Ему тоже довелось служить в армии, на пограничной заставе в Бресте. Только это было уже мирное время.
Сегодня Степан Иванович надел свою легендарную зеленую фуражку, чтобы покрасоваться в ней перед окном. Эта фуражка много значила не только для него самого. Зеленая фуражка – символ мужества и героизма, знак принадлежности к братству Пограничных войск.
“После парада Дима обещал зайти”, – вспомнил дедушка.
Он сел в кресло и погрузился в свои мысли. Но потом, что-то вспомнив, подошел к шкафу и достал оттуда старенький потертый барабан. Взял в руки деревянные палочки и постучал по барабану. А тот, будто очнувшись от долгого сна, бодро и громко ответил своему хозяину:
– Та-та-ра-та! Та-та-ра-та! Та-та-ра-та!
– Ты еще жив! Не забыл, как нужно играть! – восхитился старик.
Он снова сел в кресло, держа барабан на коленях.
– А помнишь, – продолжал Степан Иванович, – как мы с тобой отбивали дробь на торжественных линейках и слетах, в пионерских лагерях! Помнишь, как было весело и интересно жить в то славное время! Сколько радостных детских лиц всегда собиралось вокруг тебя! Как все мы любили походы, песни у костра под гитару, ночевки в палатках! Ты помнишь, какие горы макулатуры и металлолома мы собирали, как садили деревья у школы и в парке, как приходили к ветеранам войны, чтобы помочь им в доме по хозяйству. А пионерский горн? Он звучал каждое утро в пионерском лагере, будил ребят и выпроваживал на утреннюю зарядку. Потом собирал их на завтрак, обед, ужин, звал на пионерские мероприятия. Только где он, этот горн, сейчас, я не знаю.
Старик замолчал. Он о чем-то задумался. Но тут раздался звонок в дверь. Дедушка медленно встал и пошел открывать. На пороге стоял его внук Димка и еще какой-то незнакомый мальчишка.
– Привет! – Дима обнял деда, с улыбкой указал на друга. – Это Санька! Мой приятель. Я с ним учился до пятого класса. У них в школьной пионерской дружине нет барабана и горна. Санька забрал старый горн у своего деда, а про барабан я вспомнил. Ведь он есть у тебя. Ты отдашь его пионерам?
– Конечно, отдам! С удовольствием! – почти крикнул Степан Иванович. – Барабан хороший, звучит громко! Я проверял!
И старик, жестом пригласив детей в комнату, заспешил к креслу. Там его поджидал друг далекого детства, старый барабан пионерской дружины.
“Как славно! – радовался дед. – Теперь судьба моего пионерского друга резко изменится в лучшую сторону. В руках у хорошего мальчишки он оживет, и все пионеры нашего времени услышат его бойкий и смелый торжественный голос!”
Степан Иванович поднял с кресла свой старенький барабан, который столько лет без дела пролежал в шкафу, и передал его в руки Саньке. Только сейчас старик заметил на груди у мальчугана аккуратно повязанный красно-зеленый пионерский галстук. “У нас он был алого цвета”, – подумал Степан Иванович, но ничего не сказал детям.
Время меняется, меняются какие-то традиции. Но дети – они все те же – отважные, добрые, чуткие к чужим горестям и стремящиеся помочь, творящие добрые дела.
“А пионерский клич-то у них все тот же?” – подумал дед и сначала нерешительно, но потом, все же, громко произнес:
– Пионер! К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!
– Всегда готов! – ответил Санька и с благодарностью взял барабан из рук ведущего барабанщика пионерской дружины прошлых, но незабываемых школьных лет.
p.s. 19 мая 2017 года пионерскому движению исполнилось 95 лет. Его лучшие традиции в Беларуси с 1990 года продолжает общественное объединение “Белорусская республиканская пионерская организация”. В ее рядах более 650 тысяч ребят.
Эта сказка на белорусском языке
29.05.17