Отцовский словарь
В моей семье всегда очень уважительно относились к образованию. Отец, 1912 года рождения, появился на свет в бедной крестьянской семье (деревня Большой Вязок, Минской обл.). Детей у матери было пятеро, мой отец – старший. Он не часто и совсем немного рассказывал нам, своим детям, о себе – о детстве, юности, о страшных военных годах и жизни в первые тяжелые послевоенные годы. Об этом нам рассказывала мама. Ей же не удалось окончить даже четыре класса начальной школы. А отец закончил в деревне семилетку, потом после армии – школу милиции и даже какое-то время он учился на курсах в Москве. Писал отец очень грамотно. Его за это ценили на работе. И почерк у него был красивый. Мама часто говорила нам, детям, об этом, ставила папу в пример.
Может быть, глядя на своего молчаливого, но строгого и аккуратного, трудолюбивого и очень честного отца, мы, его дети, привыкли трудиться без лени, хорошо учились в школе, получили высшее образование. А потом, устроившись на работу по распределению, честно и добросовестно трудились до пенсии, старались внести свой вклад в благосостояние страны.Наши родители были для нас примером, достойным уважения и гордости. У отца трудовой стаж 45 лет, медали и ордена за заслуги на войне и в трудовой жизни. У мамы трудовой стаж поменьше. Но она воспитывала троих детей в тяжёлое послевоенное время, когда жили в бедности, условия для жизни были плохие. Её жизнь с самого раннего детства была наполнена горем, голодом и непосильным трудом на земле. В семье, где один за другим умирали от туберкулёза дети, отец ослеп, мать болела, она, подросток была единственной, кто мог что-то растить на земле и кормить своих стариков. Где ж там было учиться! А потом короткое счастье в Минске – три года перед войной, когда она пошла в вечернюю школу уже, будучи замужем за моим отцом. Он так хотел, чтобы она училась! Сам помогал ей в учёбе.
В войну мама вернулась к больным родителям в деревню (д. Хильковичи, Могилевская обл.). И уже осенью случилось несчастье – немцы спалили деревню. Мама вырыла землянку и жила в ней со своими стариками до освобождения в голоде и холоде.
После войны в Минске у мамы всю её энергию поглотили домашние заботы о троих малолетних детях. Папа с утра до ночи работал, а условия для жизни в маленькой комнате у нашей семьи были незавидные. Ведь жили мы по сути дела без отопления и горячей воды, без газовой плиты. На зиму нужно было заготавливать дрова, воду носили из колонки. Мне исполнилось пять лет, когда мама решила идти на работу. В садик мы, дети, не ходили. Конечно, её зарплата уборщицы была маленькой. Но, всё же, как-никак подспорье к папиным деньгам. Троих детей нужно было кормить, одевать, покупать школьные принадлежности. Работа "дворничихи" на улице в то время была очень тяжёлой. Снегоуборочных машин не было, как и не было машин для подметания улиц. Я помню, как мы, дети, ходили зимой помогать маме колоть лёд на тротуарах. Мы понимали, насколько эта работа была тяжёлой. Мама старалась, и её участок всегда был чистым. Тогда за этим следили и наказывали рублем. Но, если б моя мама была грамотной, разве б она работала много лет на тяжёлой физической работе на улице, а потом посудомойкой в кафе, где нужно было мыть и ворочать неподъёмные котлы. Ведь она портила свое здоровье, потом в старости ей понадобилось делать ряд операций...
Недавно я нашла на книжных полках затерявшуюся книжечку моего отца – орфографический словарь под редакцией проф. Д.Н.Ушакова, 1936 года издания. Словарик потрепанный, требует ремонта, но листики целые. Видимо, отец с ним хорошо обращался и берег. Вот где тяга к грамотности! Где же он его приобрел? Наверное, в Минске, когда учился в училище. Но пронёс он книжечку через всю жизнь. Она была с ним на войне. На главной странице подписано его почерком: "Из книг Домарёнок И.П., 20.II. 42 г. г. Москва". В это время он служил в Красной Армии и участвовал в обороне Москвы.
Вот такая отцовская память сохранилась в нашей семье. Словарь напомнил мне с сыном об отце и деде, открыл незнакомую страницу его жизни. Пусть тихо, ненавязчиво, но очень ясно словарик дал понять: "Меня, т.е. эту книгу, нужно сберечь!"
p.s. На фото мой отец Домарёнок Иван Прохорович на открытии памятника – Стэллы в городе Минске 9.05.1985 года.
Этот рассказ на белорусском языке
15.08.16