Учительница физики - Произведения Татьяны Домарёнок-Кудрявцевой
Учительница физики
Учительница физики
     Посвящается Алле Марковне Ильиной, учительнице 166 школы города Минска. (2000 г)
     
Саша рос любознательным мальчиком, любил математику, историю и географию. Записался в кружок технического моделирования, сам смастерил деревянный парусный кораблик. За свою работу он даже получил приз на конкурсе. Мама с гордостью за сына хранила его поделки, рисунки, первые школьные тетрадки. «Пусть он когда-нибудь взглянет на них и вспомнит свое детство», – думала она. Ведь и ее мать, Сашина бабушка, сохранила на память некоторые школьные вещи дочери – дневники, открытки, вышитые в школе к празднику 8 Марта салфетки. Мама показывала их Саше.      Но Саша, все же, не блистал в школе. Он не старался учиться так, как в свое время училась его мама. У нее за все время учебы в школе и институте не было ни одной тройки! «Нет, я не отличник, – думал мальчик. – И никогда им не буду». Часто им завладевала лень, и сколько мама ни уговаривала – он никак не мог от нее избавиться. Лень было идти в школу, лень садиться за уроки. Даже с друзьями встречаться было лень. Часто после школы Саша просиживал у телевизора до самого маминого прихода с работы и только потом наспех делал уроки. В школе ему было скучно. Постоянный шум и галдеж в классе, глупые шутки одноклассников, в общем, почти ничего интересного.
     – Кем ты хочешь стать? Какую профессию выберешь? – иногда спрашивала у него мама. – Нужно выбрать именно то, что тебе интересно. И думать о своей будущей профессии уже сейчас.
     Иногда к ним заходил дядя Толя. Он нравился Саше. Мальчик восхищался его благородством и умом. Мамин брат, по ее словам, еще с детства мечтал о профессии конструктора.
     – У него золотые руки, – рассказывала мама. – Сколько всего он смастерил сам. В наше время у родителей не было денег на игрушки, и твой дядя, когда был мальчиком, сам мастерил игрушки: пистолеты, самокат. А повзрослев и увлекшись только тогда еще появившимся ансамблем «Битлз», он сделал себе деревянную электрогитару и цветомузыку. После окончания школы поступил при конкурсе двадцать человек на место в радиотехнический институт, в двадцать семь лет защитил кандидатскую диссертацию и стал ведущим конструктором. Сейчас он еще и компьютерщик, пишет и продает свои программы.
     В классе у Саши было два близких друга – Дима и Сергей. Летом они любили вместе покататься на велосипедах, а зимой - на лыжах. Но, конечно, самыми любимыми у них были разговоры о компьютерах. Лучше всех в них разбирался Димка. Еще бы! У него есть старший брат, который уже окончил радиотехнический техникум и работает программистом. Дима раньше всех узнавал самые интересные новинки из компьютерной области и без утайки делился своими познаниями с близкими друзьями. Саша немного завидовал Димке. Ему тоже очень хотелось стать программистом и больше узнать о компьютерах. Иметь у себя дома свой личный компьютер – это казалось ему недосягаемой мечтой. Современный компьютер такой дорогой, что даже неудобно просить его у мамы. А она, видя нарастающее увлечение сына, выписала ему «Компьютерную газету» – пусть понемногу «просвещается».
     – Мама! После шестого класса я запишусь в кружок по программированию во Дворец Молодежи. Там обучают целых четыре года и даже дают свидетельство об окончании! – однажды сказал он матери.
     В кружке появились новые друзья и новые интересы. И как-то само собой Саша стал больше думать об учебе в школе. Математика, физика – теперь вот на что он изо всех сил налегал. Но чувствовал, что ему не хватает знаний по этим предметам. Однажды увидел в книжном магазине Большой энциклопедический словарь по математике. Уговорил маму – та дала деньги. И вот словарь его. Логарифмы, даже интегралы – как все это интересно! Но еще не совсем понятно!
     И тут снова ему помогла мама. Она узнала, что в соседней школе директор набирает детей с хорошими отметками по физике и математике в профильный физико-математический восьмой класс. Саша успешно выдержал свой первый экзамен и был зачислен в него. Началась учеба. А затем – о, это везение!
     – Мама! Наша классная руководительница преподает физику. Она так хорошо объясняет, что буквально все понятно! Ее зовут Алла Марковна! Она самая лучшая учительница в нашей школе! Ты не представляешь! Она готова нас учить целыми днями! А как она любит детей! Вся школа от нее без ума!
     Саша не соврал. Его мама в этом смогла убедиться сама на родительском собрании. Она уже привыкла к частой смене классных руководителей за время учебы своего сына. Все они были молоденькими учительницами и, конечно, не такими опытными, как хотелось бы. Нет, ее сына они не ругали, но и не баловали большими похвалами. А тут!
     В класс к родителям вошла немолодая учительница. Она улыбнулась и поздоровалась со всеми. Увидев ее добрый лучезарный взгляд, направленный на всех без исключения родителей, Сашина мама невольно вспомнила своих школьных учителей. Она вспомнила свою чудесную 12-ю среднюю школу в те далекие шестидесятые годы. «Она, ну прямо как моя первая учительница, Тамара Ивановна!» – подумалось ей.
     Алла Марковна не была многословной. Она ничего не требовала от родителей и только хвалила, хвалила и хвалила всех и каждого без исключения своего ученика!
     – Они все прекрасные и очень умные! – говорила она. – А как они стараются учиться!
     Родители слушали ее с сомнением.
     – Не может быть! – говорила мама Кати. – Моя дочь немного ленится. Я вижу.
     – Не правда! – отвечала ей на это учительница. – У Вас славная дочка. Она очень старается.
     После собрания родители уходили, не веря этой «странной» учительнице.
     – Она все приукрашивает, – рассуждали они. – С детьми нужно быть строже.
     Однако время показало, кто был тогда прав. Сашин класс за год очень сильно подтянулся в учебе. Ученики обожали и боготворили свою классную руководительницу. Ее уроки физики они запомнили на всю жизнь. А после окончания одиннадцатого класса все дети из Сашиного класса поступили в Вузы и техникумы…
     Саша часто вспоминает свою Аллу Марковну.
     –Такой учительницы как она у меня уже никогда не будет! – говорит он маме.
     Но вот началась учеба в Вузе. И.., о, снова везение!
     – Мама! Наша учительница по физике ну просто одержимая! Да, мне везет на учителей по физике!
     Вот так и продолжается Сашина учеба. Он старается, чтобы в его зачетной книжке были только девятки и десятки, и очень благодарен всем хорошим учителям, которые уже встретились на его жизненном пути. А Алла Марковна останется в его душе как самый добрый и душевный наставник и друг!
     
     p.s. В этом рассказе я описала жизнь мальчишек-подростков, страстно увлекшихся бурно развивающимися мировыми компьютерными технологиями на рубеже конца 20-го, начала 21-го века. В такое непростое, но очень интересное время рос мой сын и его школьные друзья. Я видела их рвение и огромное желание войти знающими в эту незнакомую, но очень притягательную профессию компьютерщика. Для миллионов мальчишек того времени иметь собственный персональный компьютер было под час самой заветной мечтой. А научиться работать на нем самостоятельно, изучить и понять его конструкцию, освоить языки программирования и его встроенные программы было вообще заоблачной мечтой. Тем более, когда этой новой профессией в нашей стране тогда владели единицы, переводная на русский язык компьютерная литература в книжных магазинах продавалась по большим ценам.
     
     Этот рассказ на белорусском языке
17.01.04